ЯМАНТАКА

Ямантака (санскр. Ваджрабхайрава, букв. «Сокрушающий Владыку Смерти»), гневное проявление бодхисаттвы Манджушри. Ямантака является йидамом. Его тело тёмно-синего цвета, шестнадцать ног, с тридцатью четырьмя руками и девятью головами. Волосы йидама стоят дыбом – это знак его просветлённости. Его девять голов соответствуют девяти разделам буддийского канона (либо восемь из них означают восемь сторон света, а милостивая голова Манджушри – центр), его тридцать четыре руки вместе с его умом, речью и воплощённым телом соответствуют тридцати семи аспектам Просветления, два рога символизируют две истины (относительную и абсолютную), шестнадцать ног – шестнадцать аспектов концепции шуньи (пустоты). Йидам стоит на индийских богах (под правыми ногами – четырёхголовый Брахма, Вишну и др., под левыми – шестиголовый Сканда – бог войны, Ганеша и др.), на человеке, животных и птицах. Центральной парой рук он держит обычные атрибуты гневных божеств – нож дигуг и чашу капалу. Правые руки Ямантаки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки – череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и другие символические атрибуты. Пять черепов в диадеме на каждой из его голов – символ преодоления пяти негативных действий: невежества, жадности, гордости, гнева и похоти. Ваджрабхайрава-тантра, написанная в VIII веке, включает в себя и философское учение, и медитативную практику. О Ваджрабхайраве говорится, что он поднимается в лишённую самости трансцендентную реальность, где сила его ипостасей существует вне облика, и может поднять медитирующего к мудрости через преобразование гнева. Поскольку практика Ануттара-йога-тантры основана на пустотности всех явлений и недвойственности, то есть внутреннем единстве того, что обычному сознанию кажется противоположностями, то она допускает существование гнева, который трансформируется в высшую мудрость.

Гнев в этом случае является силой, помогающей преодолеть глубоко укоренившиеся ошибочные взгляды и другие пороки (гордость, зависть, ненависть), являющиеся причиной всех страданий. Такая практика крайне рискована, поскольку гнев входит в число основных пороков и в случае неудачи карма практикующего сильно отягчается. Успешная же медитация на Ямантаке даёт могущественный и немедленный эффект, помогающий практикующему постичь мудрость, преодолеть препятствия, достичь долгой жизни и даже одолеть собственную смерть.